четверг, 4 октября 2012 г.

Техобслуживание мопеда

В процессе эксплуатации мопеда происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания трущихся поверхностей деталей, нарушения  регулировочных параметров, старения резинотехнических  изделий и других явлений. Для предупреждения 
неисправностей и повышения срока службы мопеда существует система планово-предупредительного технического обслуживания, которая включает в себя смазку, проверку,
регулировку узлов и замену деталей через определенный срок (пробег). Периодичность технического обслуживания и перечень работ приведены в таблице 1.2.
Внимание! Интервалы технического обслуживания, приведенные в таблице,  соответствуют минимально допустимой частоте проведения обслуживания, рекомендованной заводом-изготовителем! При использовании мопеда в тяжелых условиях (высокая запыленность, высокая температура окружающего воздуха,) интервалы технического обслуживания нужно сократить!
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА
Внешний вид воздушного фильтра представлен на рис. 1.14.
Обслуживание  воздушного фильтра заключается в периодической очистке фильтра.
Очистка должна  производиться через каждые 1000 км пробега, а при  использовании мопеда в запыленной местности,  каждые 500 км пробега!
Как правильно обслужить воздушный фильтр
На китайских четырехтактниках применяется  фильтрующий элемент «влажного» типа. Это значит, что фильтрующий элемент пропитан маслом, которое задерживает мелкие пылинки, содержащиеся в фильтруемом воздухе. Сам фильтрующий элемент изготовлен из маслобензостойкого поролона, а точнее из двух слоев.
Внешний слой - с ячейками более крупного  размера, задерживает крупные частицы, внутренний слой имеет более мелкие ячейки и позволяет задерживать мелкую пыль. Со временем фильтрующий элемент засоряется, в нем оседает много пыли. Поэтому  снижается его пропускная способность, то есть в  карбюратор попадает меньше воздуха, тем самым нарушаются его настройки. Поэтому необходимо производить  замену или чистку фильтрующего элемента воздушного фильтра.
Производитель рекомендует заменять фильтрующий элемент каждые 5000 км, а очистку производить после каждых 1000 км пробега. Естественно, если мопед  эксплуатируется в пыльной местности (а у нас местность вся пыльная), то производить замену (чистку) нужно
чаще. Но что делать, если невозможно приобрести  новый фильтр? Ответ один - очистить старый и обработать его маслом.
Разборка воздушного фильтра
Порядок работ по разборке фильтра и очистке фильтрующего элемента следующий (рис. 1.15):
• очистить от грязи и разобрать корпус воздушного фильтра (для этого нужно открутить крестовой отверткой 2 самореза);
• снять крышку (никаких защелок на ней нет, поэтому снимается она легко);
• осмотреть фильтрующий элемент (если заметны повреждения (неплотное прилегания к краям  корпуса фильтра, разрывы, сквозные отверстия), то фильтрующий элемент подлежит замене);
• осторожно, чтобы не повредить, достать поролон;
• промыть и пропитать поролон (как это сделать, написано ниже);
• изнутри протереть корпус фильтра тряпкой,  смоченной бензином, а затем насухо вытереть 
хлопчатобумажной тканью (протирать нужно аккуратно, чтобы не оставалось пыли и ниток, которые могут попасть в карбюратор и забить его каналы или  жиклеры);
• стороной с более крупными порами наружу,  установить фильтрующий элемент в корпус фильтра (устанавливать нужно аккуратно, чтобы не порвать поролон);
• установить на место собранный корпус.
Очистка фильтрующего элемента
Существует несколько способов очистки фильтрующего элемента мопеда.
Способ первый.
Приобрести специальное средство для очистки воздушных фильтров и пропиточное масло для воздушных фильтров (подходят и предназначенные для тканевых фильтров).
Применять эти средства нужно согласно инструкции.
Способ второй. 
 Внимание! Поролон может растворяться  бензином, поэтому необходимо проверить
(на краешке элемента) его бензостойкость!

Промыть фильтрующий элемент в бензине. Для этого нужно налить небольшое количество бензина в подходящую емкость и выстирать поролон. Стирать нужно осторожно и бережно, чтобы не повредить фильтрующий элемент. После промывки аккуратно, ни в коем случае не
скручивая поролон, выжать элемент. Просушить фильтрующий элемент.
Способ третий.
Промывка элемента в теплой воде со стиральным  порошком. При стирке соблюдать те же правила, что и при  стирке в бензине. После стирки тщательно прополоскать,  аккуратно отжать и просушить фильтрующий элемент.
Еще раз стоит напомнить, что относиться к поролону нужно бережно (в противном случае возможна деформация элемента или его расслоение). Чем аккуратнее Вы будете стирать фильтр, тем дольше он прослужит.
После просушки фильтрующий элемент нужно  пропитать маслом (очень важно, чтобы перед пропиткой  поролон был абсолютно сухим). Чем пропитывать? Для пропитки можно использовать специальное пропиточное или обычное моторное масло (трансмиссионные масла использовать не рекомендуется!). Фирменное пропиточное масло для воздушных 
фильтров находится в аэрозольном баллончике и окрашено в красный цвет (масло фирмы «К&М»), что позволяет  контролировать равномерность нанесения (аналоги других фирм могут быть окрашены в другой цвет!).
Равномерно распылить масло линейными (не круговыми) движениями на поверхность фильтрующего элемента. Подождать 20 минут. Фильтр готов к  использованию.
При использовании моторного  масла так же равномерно пропитать  фильтрующий элемент в подходящей емкости (для пропитки требуется примерно 40-50 мл моторного масла).
Перед пропиткой нужно разбавить моторное масло с бензином 1:1, чтобы уменьшить вязкость масла и улучшить впитываемость. Слишком много масла лить не надо, т.к. может  ухудшиться пропускная способность фильтра. После пропитки, чтобы удалить излишки масла, нужно аккуратно отжать поролон.
 ПРОВЕРКА УРОВНЯ МОТОРНОГО МАСЛА
При проверке уровня масла (рис. 1.16) мопед должен быть установлен на горизонтальной площадке. Наиболее правильно проверять уровень масла через 3...5 мин после остановки прогретого двигателя.
Уровень масла в картере  двигателя необходимо проверять на неработающем двигателе. 
Уровень должен находиться между рисками «MIN» и «МАХ»  указателя - «щупа» (рис. 1.17).
При необходимости долить масло требующегося сорта до отметки «МАХ».
 Внимание! Запрещается работа  двигателя с уровнем масла ниже нижней или выше верхней меток!
ЗАМЕНА МОТОРНОГО МАСЛА
Замена моторного масла производится после 1000 км пробега, а затем каждые 2 000 км.
Замена моторного масла производится на горячем двигателе в следующем порядке (рис. 1.18):
• извлечь масляный щуп (рис. 1.18.1) и отвернуть гайку для слива масла (рис. 1.18.2);
• слить отработавшее масло (рис. 1.18.3);
• проверив состояние уплотнительной прокладки гайки слива масла, завернуть гайку (момент 
затяжки 2,3 кгс-м);
• залить примерно 0,7 л масла в картер через отверстие для масляного щупа (рис. 1.18.4);
• установить на место масляный щуп;
• запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут на оборотах холостого хода, остановить двигатель;
• проверить уровень масла и, при необходимости довести его до нормы.
Как разобраться в современной маркировке масел?
В последнее время в продаже появилось множество марок моторных масел всевозможных фирм: ЛУКОЙЛ, ТНК, SHELL, BP, CASTROL, MOTUL, NESTE, MOBIL, TEXACO, ELF, TEDEX, VALVOLINE, TEBOIL и др.Как разобраться во всем этом изобилии и понять принцип подбора масла? Все масла имеют множество  показателей, указываемых в технической характеристике, но нас, как покупателей, должны интересовать только два из них: уровень качества (подойдет ли он к моему мопеду) и вязкость (годится ли для предстоящего сезона и вообще для данного климата). Ответ на эти вопросы содержится в маркировке любого товарного сорта - принятой во всем мире системе индексации моторных масел.
Вязкость определяется и указывается по методике американского общества автомобильных инженеров SAE (SOCIETY OF AUTOMOTIVE ENGINEERS). Буквы SAE на этикетке означают, что последующие цифры характеризуют вязкость масла. Только вязкость, и более ничего!
Буква W (WINTER - зима) ставится в обозначениях  зимних сортов (SAE 5W, SAE 15W), у летних никакой буквы нет (SAE 40, SAE 50). В всесезонных сортах, в маркировке вязкости после букв SAE сначала следует зимний  показатель, а затем - летний. Между двумя обозначениями обычно ставят дефис или знак дроби, а иногда и вовсе ничего. Например, SAE 15W-40, SAE 10W/40, SAE 15W40. Пример маркировки моторных масел приведен на рис. 1.19.
Теперь об оценке качественного уровня масла. Здесь международным языком стала квалификационная  система, разработанная Американским институтом нефти API
(AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE). Институт регулярно проводит испытания всех моторных масел и по их результатам присваивает индекс качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми конструкторами  автомобилей. Буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. Их два: шкала S - использование в  бензиновых двигателях; шкала С - использование в дизельных двигателях. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами. В системе API имеется 11 классов для бензиновых двигателей (А, В, С, D, E, F, G, H, J, L и М) и 7 классов - для дизелей (А, В, С, D, E, F, G).
Для бензиновых двигателей в настоящее время  применяются масла с обозначениями SF, SG, SH, SJ, SL и SM а для дизельных двигателей - CD, CE, CF и CG. Масла  старых марок - от SA до SE и от С А до СС - пройденный этап и сейчас не выпускаются. На емкости может быть указан индекс SG-CE или SF-CD, разрешающий применение в бензиновых и дизельных двигателях. Примеры маркировки вязкости и класса качества масел приведены на рис. 1.19.
Можно ли использовать автомобильные масла в мопедах?
Конечно, ведь автомобильные масла - это масла для четырехтактных двигателей. Главное правильно  выбрать вязкость (производители мопедов рекомендуют вязкость SAE 10W/40 (показатель 1 на рис. 1.19)) и класс качества (производители мопедов рекомендуют класс качества API не ниже SF (показатель 2 на рис.1.19)). Т.к. мопеда используются только в теплое время года, можно использовать чисто летние сорта масел с вязкостью SAE 30, SAE 40 или SAE 50. Также подойдут и всесезонные сорта с вязкостью SAE 15W/40, SAE 5W/40 и др. Что касается класса качества - то чем он выше, тем лучше (API SG, SH,SJ, SL и SM), главное
чтобы не ниже SF (в продаже еще встречаются отечественные масла с классом качества от SA до SE - они однозначно не подходят!).
В таблице приведены некоторые марки моторных  автомобильных масел, пригодные к использованию в мопедах и мопедах. Чтобы облегчить выбор в продаже есть и масла 
специально созданные для мотоциклетных  четырехтактных двигателей (эти масла можно использовать не задумываясь).
Пример маркировки вязкости и класса качества масла для мотоциклетных четырехтактных двигателей  приведены на рис. 1.20.
Какое масло лучше использовать - минеральное, полусинтетическое или синтетическое?
Для использования в скутерах и мопедах подходят как минеральные, полусинтетические так и 
синтетические масла. Главное правильно подобрать класс качества и вязкость масла (см.выше).
Минеральное масло самое дешевое и, если подходит по классу качества (API), вполне «устроит» ваш мопед.
Основным недостатком минеральных масел является  более низкая химическая стабильность (т.е. оно быстрее теряет свои свойства). Следовательно «минералку» нужно менять, строго соблюдая сроки замены (или даже чаще). Наряду с обычным маслом - продуктом прямой 
переработки нефти - существует и все активнее выходит на рынок масло синтетическое, полученное путем реакции синтеза в результате взаимодействия различных молекул веществ животного или растительного происхождения. Масло, приготовленное на синтетической основе значительно дороже, но зато оно при регулярном использовании обеспечивает двигателю долгую и здоровую жизнь.  "Синтетика" - прекрасный смазочный материал, и многие его показатели превосходят аналогичные у масла с нефтяной основой: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур, лучшая сопротивляемость окислению. Синтетическое масло прекрасно  защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяет экономить топливо, но единственное, что 
сдерживает его победное наступление - более высокая цена.
На этикетке этого масла всегда есть специальное указание о его синтетическом происхождении.
Золотой серединой являются полусинтетические сорта масел. «Полусинтетика» значительно превосходит по химической стабильности «минералку» и дешевле  «синтетики». Поэтому многие производители мотоциклетной техники рекомендуют к применению именно такие масла. Тут же следует заметить, что смешивать при эксплуатации синтетические, полусинтетические и минеральные масла не рекомендуется.
Можно ли увеличить сроки замены масла, если использовать полусинтетическое или синтетическое масло?
Интервал замены, предписанный изготовителем  мопеда (а не масла!), увеличивать не рекомендуется.  Используя «синтетику» или «полусинтетику» Вы продлеваете жизнь двигателя своего мопеда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий